ziggyibruni (ziggyibruni) wrote,
ziggyibruni
ziggyibruni

Categories:

НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ФЕШИН (1881-1955)



Автопортрет. 1920

Николай Иванович Фешин родился в Казани. Окончил Казанское художественное училище и Петербургскую академию художеств.
Фешин – виртуозный живописец и мастер рисунка, скульптор, великолепный резчик по дереву и замечательный педагог – все превосходные степени не будут преувеличением для этого художника. Если определять одним словом суть его творчества, то это слово будет «маэстро». В жизни Н.Фешина были и взлеты, и драмы: нищета и благополучие, признание и забвение, потеря России и обретение Америки, большая любовь и трагедия разрыва, семья и одиночество, – но что бы ни происходило, всегда спасало искусство, которое было целью, смыслом, образом жизни – было для Фешина всем.
В России Николая Фешина, ученика И. Е. Репина, можно поставить в один ряд с Филиппом Малявиным, Абрамом Архиповым, Сергеем Малютиным и другими мастерами Серебряного века. В масштабе европейского и американского искусства творчество русского мастера входило в направление, которое представляли Андерс Цорн, Георг Брейтнер, Джон Сарджент круг художников Мюнхенского Сецессиона и многие другие. Оказавшись в эмиграции, он не потерял свою творческую личность, более того, его имя органично вошло в контекст американской культуры. Фешина прочно связывают с региональной художественной школой Юго-Запада и Таосской художественной колонией. Из тридцати двух лет, которые Фешин прожил в США, в Таосе он провел около семи, но это оказался один из самых плодотворных и ярких периодов его творческой жизни в Америке. В Таосе индивидуальность художника полноценно раскрылась во всех областях – в живописи, рисунке, скульптуре, резьбе по дереву и архитектуре.

Вместе с тем ни в России, ни в США имя Фешина не имеет особо громкой известности. Причина этого проста: его творчество плохо знают. Так уж сложилось, что и в России, и в Америке он по большей части жил в провинции, что отчасти и послужило причиной недостаточного внимания к творчеству художника. Еще более существенным фактором для Советской России явилась эмиграция художника в США в 1923 году, которая предопределила игнорирование имени Фешина на родине вплоть до хрущевской оттепели конца 1950-х–середины 1960-х годов, времени второго «открытия» художника. В США работы Фешина высоко ценились среди коллекционеров, но как приверженец реалистических традиций он не привлекал к себе внимания крупных исследователей, поскольку американское искусствознание весь двадцатый век ориентировалось в первую очередь на изучение авангарда и модернизма. Вместе с тем будет неправильным считать, что художник оставался совсем без внимания.
Для того чтобы осознать истинное значение творчества художника, необходимо представить его художественное наследие и его высшие достижения в полной мере. Это не так просто, поскольку произведения, количество которых весьма внушительно и по некоторым оценкам американских арт-дилеров может доходить до 2000 произведений, не просто разделены между Россией и Америкой, но и рассредоточены по музеям и частным коллекциям, немало весьма значительных работ художника утрачено. В России его произведения хранятся в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга, Государственной Третьяковской галерее, но, главным образом, в художественном музее Казани, хотя даже русский период художника коллекция музея отражает не в полной мере. Поскольку с 1910 по 1914 год, время исключительно плодотворное, Фешин отправлял произведения на выставки в Германию, Италию, Голландию и особенно активно в Америку. С выставок произведения приобретались и, соответственно, не возвращались. Американские коллекционеры покупали произведения Фешина и другим способом – отбирая их по фотографиям. Кроме того, большое количество работ художник забрал при отъезде из России. Созданное в Америке находится не только в коллекциях более чем 30 музеев, но и в многочисленных частных собраниях.
Фешин – художник во многом парадоксальный. Он индивидуален и неповторим, и одновременно его художественный язык соединяет в себе многочисленные стилевые направления. Ясно читаются и академическая основа, и реалистические традиции передвижников, и импрессионистические элементы, и экспрессионистические тенденции, но все трансформировано в единую систему, где основным является открытое соединение натурных впечатлений с условной режиссурой. Это стиль модерн, переходный стиль переходного времени. В XIX веке художники стремились к отображению реальности, весь XX век будет стремиться к ее преображению и созданию новой реальности ради постижения сути вещей. Переходность модерна и выражает дуалистичность художественного языка. Для художников модерна необходима натура, но также необходимо ее преобразование ради выявления главного, а главное – это Красота.







Девочка. Этюд. 1900-е




Деревенский дом. 1900-е (?)




Осень. 1900-е




Оттепель. 1900-е




M-lle Сапожникова (в шали). 1908




Портрет неизвестной (Дама в лиловом). Этюд. 1908




Портрет художника К.М.Лепилова. 1909




Коралловые бусы (Портрет Александры Белькович). 1910




Натюрморт. 1910-е




Ню. 1911




Дама в розовом (Портрет Н.Подбельской). 1912




Молодая женщина. 1912




Портрет архитектора Петра Абрамычева. 1912




Портрет Ульяны Китаевой. 1912




Весна в степи (Портрет А.Н.Фешиной). 1913




Купальщица. Не ранее 1913




Золотые волосы. 1914




Ню. Этюд. 1914




Портрет Вари Адоратской. 1914




Натурщица. Вторая половина 1910-х




Осенний пейзаж. 1910-е




Портрет жены архитектора Сидорченко. 1915




Портрет В.С.Богатырева. 1916




Портрет Н.М.Сапожниковой у рояля. 1916




Дама за маникюром (Портрет m-lle Жирмонд). 1917




Зимний пейзаж с санями. Этюд. 1917




Салватулла. 1920-е




Миссис Фешина с дочерью. 1922




Миссис Крэг. 1923




Портрет художника Д.Д.Бурлюка (Д.Д.Бурлюк читает лекцию). 1923




Лето (Портрет А.Н.Фешиной с дочерью Ией). 1924




Портрет Веры Фокиной. 1923-1926




Русская певица (Портрет Е.И.Хатаевой). ок. 1924




Натюрморт с апельсинами. 1925




Обнаженная с раковиной. 1923-1926




Тори Пайнз. 1925




Портрет писателя (Н.Н.Евреинов). 1926




Таосский знахарь. 1926




Александра. 1930




Большой Иван (отец). 1927-1933



Джон Вудраф




Джой с барабаном. 1927-1933




Индеец с кукурузой. 1927-1933




Индейский мальчик. 1927-1933




Мальчик. 1927-1933




Пьетро. 1927-1933




Старый индеец. 1927-1933




Таосский вождь. 1927-1933




Бобровая плотина. 1927-1933




Пейзаж Нью-Мексико. 1927-1933




Пейзаж с ручьем. 1927-1933




Эвкалипты. 1927-1933




Эль Каргадор. После 1936




Девочка с острова Бали. После 1938




Голова индейского мальчика




Мадонна. 1934-1955




Мальвы. 1934-1955




Фуксии. 1934-1955 (?)




Подсолнухи. 1934-1955




Маргаритки. 1934-1955


Г.П.Тулузакова. Николай Иванович Фешин. Спб., 2007
Tags: under my skin, живопись, персона, скульптура
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 66 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →