ziggyibruni (ziggyibruni) wrote,
ziggyibruni
ziggyibruni

Category:

Русские художники глазами фотографа: ФОТОПОРТРЕТЫ РОБЕРТА ИОХАНСОНА




Группа художников общества «Маковец». Москва 13 мая 1922 года
1 ряд: Машкевич Е.О., Завьялов И.Ф., Пестель В.Е., Романович Т.Г., Ястржембский А.С.
2 ряд: Чекрыгин В.В., Жегин Л.Ф., Максимов Н.Х., Кодлубинский К.К., Григорьев Н.М., Зефиров К.К., Герасимов С.В., Шевченко А.В., Чернышев Н.М., Родионов М.С., Романович С.М., Барютин Н.Н. (Амфиан Решетов), неизвестный.
Фотограф Р.Иохансон


В начале 1920-х годов рижский фотограф Роберт Иохансон (1877-1959) создал обширную галерею фотопортретов русских художников и деятелей искусства. Среди них такие ключевые фигуры отечественного художественного процесса, как В.М. Васнецов, В.Н. Домогацкий, К.А. Коровин, Н.П. Крымов, М.В. Нестеров, К.Ф. Юон и другие. Хотя составленный Иохансоном внушительный по объему (более 400 листов) альбом этих портретов (до сих пор, к сожалению, не изданный) находится в Риге, но несколько десятков негативов хранятся в Третьяковской галерее.
Энтузиазм и самоотдача Роберта Иохансона при создании альбома – зримое свидетельство его искреннего уважения и восхищения русским искусством. Работая в Москве с 1916 по 1924 годы и пройдя еще ранее обучение в школе А.Л. Штиглица в Петербурге, он продолжал неустанно постигать русскую культуру, несмотря на то, что в то время был уже серьезным сложившимся художником, обладателем высоких наград на престижных латвийских и российских фотографических смотрах. И действительно, фотографии, запечатлевшие отечественных живописцев, графиков, скульпторов разных поколений входивших, в основном, в объединения «Союз русских художников» и «Маковец», явились в творчестве Иохансона бесспорным образцом его таланта фотографа-портретиста.


В своих портретах Роберт Иохансон далек от того предельно точного, протокольно строгого восприятия действительности, которое соответствовало эстетике веризма и очерчивало фотоидеалы XIX столетия. В отличие от них он предстает перед нами как выдающийся мастер успешно развивавшейся в первые десятилетия XX века художественной или пикториальной фотографии, построенной в его работах на умелом чередовании, а чаще синтезе документально реалистических и эмоционально импрессионистических принципов эстетики.
Фотопортреты Иохансона поражают смелым разнообразием образного строя. Несмотря на неизменно вдохновенное отношение к своим моделям, художник весьма далек от создания неких схематичных «иконных» типов и портретных штампов. Наоборот, к каждой из них он упорно ищет индивидуальный подход, точно угадывая необходимую пропорцию вложенного в произведение авторского темперамента, соотносимого с эмоциональным откликом портретируемого.
Кроме того, различными путями Иохансон добивается обогащения своего творческого метода. Прежде всего, он тщательно работает с негативом при помощи ретуши. Затем всячески обыгрывает возможности объектива, меняя ракурсы и масштаб изображения. Наконец, он действует как умелый композитор и режиссер освещения, обстановки, антуража и сюжетной линии портрета. Модели Иохансона то сосредоточенно увлечены процессом творчества (Н. Андреев, А. Кравченко), то свободно и легко соприсутствуют или общаются со зрителем в момент непроизвольного лирического порыва или доверительного настроя души (Н. Крымов, А. Жуковская, М. Маторин, Л. Пастернак, С. Романович), то задумчиво и отрешенно пребывают перед фотографом, позволяя наблюдателю неторопливо постигать их тонкую психологическую характеристику (М. Добров, В. Мешков, И. Захаров), то, наоборот, эффектно и импозантно позируют перед камерой (С. Малютин, П. Келин, Л. Фейнберг).
Используя различные типы портрета (парадный в полный рост, полуфигурный камерный, обстановочно сюжетный или данный на условно отвлеченном фоне), Иохансон явно тяготеет к поэтико-романтической и субъективно пережитой трактовке образа, а отнюдь не к его публицистической и репортажно объективной фото документации. Причем часто эти портреты сопрягаются не только с миром конкретной личности, но невольно касаются и более общих тем и раздумий о проблемах возраста, смены поколений, об одиночестве и взаимопонимании, о таланте и его судьбе, о повседневной суете и возвышенном вдохновении, о традициях и современности, о жизни и творчестве.
Подобные визуальные «фото размышления» Иохансона удачно дополняются высказываниями об искусстве самих портретируемых, оставленными ими в виде записей на листах альбома. В числе наиболее содержательных и емких примеров можно назвать слова С. Жуковского: «Художник – творец лишь до тех пор, пока не потерял способности любить». Внятно и лаконично сформулировал свою мысль С. Герасимов: «Высокое искусство – объективно». Мужественная и самоотверженная творческая позиция звучит в словах С. Романовича: «И в маленькой мастерской можно писать прекрасные вещи».
В итоге, изображения русских художников, исполненные латышским фотографом Робертом Иохансоном, стали не только уникальным собранием замечательных по качеству снимков и негативов, но обрели полноправное значение развернутого монументального портрета русского искусства, увиденного не через призму составляющих его произведений, а понятого сквозь вдумчивое «фотоприобщение» к сложному духовному миру его создателей.
Елена Грибоносова-Гребнева



Роберт Иохансон (1877-1959). Автопортрет



Фотоателье Р. Иохансона



Роберт Иохансон родился 2 декабря 1877 года в крестьянской семье на хуторе «Томини»
в Айзкраулкской волости.
В 1896 поступил в ученики к рижскому фотографу А. Билинскому.
В 1899 получил свидетельство профессионального фотографа и уехал в Петербург с целью пополнения своих знаний в ретуши и графическом мастерстве в школе технического рисования А.Л. Штиглица.
В 1908 вместе с семьей вернулся в Ригу, открыл свою фотомастерскую.
В 1914 в начале первой мировой войны был эвакуирован в Москву,
работал в мастерской «Придворная» у фотографа Трунова, вел занятия на курсах практической фотографии в Товариществе российских художников.
В 1916 открыл в Москве свою фотомастерскую «Венера».
С 1920 по 1923 работал над созданием альбома портретов русских художников и деятелей культуры.
В начале 1924 вернулся в Ригу, устроил обзорную выставку своего творчества за 25 лет.
С 1924 работал в Риге фотографом, принимал активное участие в деятельности Латышского фотографического общества: участвовал в выставках, вел занятия на курсах фотографии.
После Великой Отечественной войны работал в «Ригас фото», в организации которой принимал активное участие.
Умер 3 апреля 1959 года, на 82-ом году жизни.

В 1980 году Третьяковской галерее было предложено родственниками рижского фотографа Роберта Иохансона посмотреть сохранившиеся в семье негативы. Первое же знакомство с материалами определило их дальнейшую судьбу – негативы были приобретены для фотоархива музея.
Все 47 негативов исполнены на стеклянных пластинах размером 13x18 (см). На многих пластинах имеются авторские карандашные надписи с указанием фамилии изображенного, года, а порой и более точной даты съемки.
В 2005 году в галерее «Г.О.С.Т.» состоялась выставка, организованная в преддверии празднования 150-летия со дня основания Третьяковской галереи, где впервые показывались эти уникальные и малоизвестные фотографии.




Аверинцев Иван Васильевич (1881-1954). 1922




Андреев Николай Андреевич (1873-1932). 1921




Андреев Н.А. Памятник Гоголю. 1906-1907




Бартрам Николай Дмитриевич (1873-1931). 1921




Васнецов Аполлинарий Михайлович (1856-1933). 1921




Васнецов. А.М. На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII века. 1900




Васнецов Виктор Михайлович (1848-1926). 1921




Васнецов Виктор Михайлович (1848-1926). 1921




Васнецов Виктор Михайлович (1848-1926). 1921




Васнецов В.М. Царевна-Несмеяна. 1916-1926




Герасимов Сергей Васильевич (1885-1954). 1921




Герасимов С.В. Вечер в порту. Архангельск. 1932




Добров Матвей Алексеевич (1877-1958). 1921




Добров М.А. Айседора Дункан. 1920-е




Домогацкий Владимир Николаевич (1867-1939). 1921




Домогацкий В.Н. Пан. 1922




Жуковская Александра Александровна (1871-1940). 1921




Жуковская А.А. Зимняя дорога в сосновом лесу. 1890-е




Жуковский С.Ю. и Жуковская А.А. 1921




Жуковский Станислав Юлианович (1875-1944). 1921




Жуковский С.Ю. Плотина




Захаров Иван Иванович (1885-1969). 1922




Келин Петр Иванович (1877-1946). 1921




Келин П.И. Женский портрет. 1922




Коровин Алексей Константинович (1897-1950). 1921




Коровин А.К




Коровин Константин Алексеевич (1861-1939). 1921




Коровин К.А. Париж. Бульвар Капуцинок. 1906




Кравченко Алексей Ильич (1889-1940). 1922




Кравченко А.И. Девушки у источника. 1921-1922




Крымов Николай Петрович (1884-1958). 1921




Крымов Н.П. Московский пейзаж. Радуга. 1908




Малютин Сергей Васильевич (1859-1937). 1921




Малютин С.В. Портрет девочки. 1894




Маторин Михаил Владимирович (1901-1976). 1921




Мешков Василий Васильевич (1893-1963). 1921




Нестеров Михаил Васильевич (1862-1942). 1921




Нестеров М. В. Больная девушка. 1928




Пастернак Леонид Осипович (1862-1945). 1921




Пастернак Леонид Осипович (1862-1945). 1921




Пастернак Леонид Осипович (1862-1945). 1921




Пастернак Л.О. К родным. 1891




Рерберг Иван Федорович (1892-1957). 1921




Рерберг Федор Иванович (1865-1938). 1921




Рерберг Ф.И. Учительница. 1901




Романович Сергей Михайлович (1894-1968). 1922




Романович С.М. Пейзаж в Новогиреево. Конец 1930-х — начало 1940-х




Сергеев Сергей Петрович (1887-1947). 1923




Степанов Алексей Степанович (1858-1923). 1921




Степанов А.С. Беседка под цветами




Фейнберг Леонид Евгеньевич (1896-1980). 1922




Чернышев Николай Михайлович (1885-1973). 1921




Чернышев Н.М. Автопортрет. 1918




Энгельс Отто Васильевич (1880-?). 1921




Эттингер Павел Дмитриевич (1866-1948). 1921




Юон Константин Федорович (1875-1958). 1921




Юон К.Ф. Купола и ласточки. 1921




Якимченко Александр Георгиевич (1878-1928). 1921




Яковлев Василий Николаевич (1893-1953). 1921




Яковлев В.Н. Весенняя охота




Ясинский Алексей Алексеевич (1874-1943). 1922
Tags: графика, живопись, персона, скульптура, фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 40 comments